СМИ о нас

Рафаэль Гороян для Agravery: При возврате НДС нам предлагали дать взятку в два миллиона гривен

11.09.2017

Как лучше выбирать элеватор, реально продать на внутреннем рынке миллион тонн зерна, и как лучше решать свои проблемы с ДФС, рассказал руководитель группы компаний «Прометей» Рафаэль Гороян.

2016/17 маркетингового года группа компаний «Прометей» поставила шестилетний рекорд и экспортировала 560 000 тонн зерна. «Прометей» также успешно выкупили у компании «Glencore» четыре элеватора в Запорожской области, в дополнение к своим 13 элеваторов в Кировоградской, Николаевской и Запорожской областях. В то же время зернотрейдер имел проблемы с ДФС-за отказов в компенсации экспортного НДС. Руководитель группы компаний «Прометей» Рафаэль Гороян встретился с журналистами, а затем ответил на вопросы Agravery.com.
О хранении
Сейчас «Прометей» имеет сеть в 17 элеваторов. Недавно приобрели элеватор в Черкасской области, где также есть свое представительство. Это был заброшенный элеватор, в модернизацию которого планируем потратить около 20000000 гривен. Будем ставить новую крышу, ремонтировать нижнюю и верхнюю галерею. Рядом находится железнодорожная станция, поэтому будем тянуть железнодорожную ветку. Расположение удобное, поэтому я стараюсь выиграть на времени оборота и загрузки вагонов-зерновозов. В первый год планируем нарастить мощность этого элеватора до 30-50 тысяч тонн, за следующие два-три года - до 100 000 тонн.
Мы покупаем элеватор только тогда, когда есть в определенном регионе свое представительство, расширенную клиентскую базу, которая может дать 100-150 тысяч тонн зерна в год. Важно, чтобы фермеры тот элеватор полюбили. Нет смысла вкладывать 20000000 гривен в модернизацию элеватора, если его не удастся заполнить хотя бы на половину мощности.
Планируем в Днепропетровской области в ближайшее время купить сразу 5 элеваторов. Это даст нам возможность расширить свою клиентскую базу среди фермеров. Почему нас нет в Полтавской области, хотя там больше элеваторов в Украине? Там очень агрессивно держит позиции компания Кернел. Сам Андрей Веревский из Полтавской области. Поэтому в тот регион очень сложно пробиться. Но мы обязательно зайдем и в Полтавскую. Мы хотим сократить расстояние между нашими элеваторами до 50-60 километров, максимум до 100 километров.
О годовых перевозки
Автопарк нашего логистического подразделения имеет 40 грузовиков, еще 10 закупим в ближайшем времени. В автопарк будем инвестировать плавно. Непонятно, в каком направлении будет развиваться логистика в Украине, температурный режим непредсказуем, ограничения в 20 тонн на один грузовик действует. И это все существенно усложняет логистику автодорогами.
Я не вижу большого будущего в водном транспорте. Для развития речных зерновых перевозок нужны очень большие инвестиции, которые будут медленно окупаться, возможно даже в течение 20 лет. Возможно, логистика рекой обойдется в два доллара за тонну дешевле железной дороги. Но теряются оперативность. Баржа идет в порт по реке неделю. Нужен еще некоторое время, чтобы разгрузить баржу. И это все надо согласовать с графиком отправки судна стоит в порту максимум двое суток. Железная дорога позволяет оперативно перевезти хоть 500 тонн, хотя сразу тысячу тонн в порт, и согласовать все графики поставок и отправок судов. Состояние дорог сейчас сложный, и так будет продолжаться еще минимум 5 лет. Но лично я считаю, что железная дорога - это самый перспективный канал для зерновой логистики, за железной дорогой - будущее.
По моему мнению, частно-государственное партнерство поможет разрешить ситуацию с дефицитом вагонов-зерновозов. Если чиновники примут волевое решение и «отпустят» государственную монополию на владение локомотивами, это будет еще лучше. Но надо быть осторожным, потому что рычаги влияния от частного бизнеса могут только усилить коррупцию
Нет, мы пока не планируем создавать собственное подразделение с железнодорожной логистики. Сначала мы наладим сеть элеваторов по всей Украине и оценим весь объем имеющегося зерна. Затем найдем покупателей на внутреннем рынке - мукомолы, птицеводы или животноводы. А потом уже думать об удешевлении зерновой логистики.
Мы не планируем строить собственный портовый терминал Я не хочу замыкаться на одном конкретном. Я хочу, чтобы мои трейдеры имели полную свободу действий и смогли торговать на все порты Украины. У нас сейчас и так определенный профицит портовых мощностей, не все зерновые терминалы нагрузке на полный объем.
О бирже
Я хочу на базе «Прометея создать» биржу. Сейчас у нас есть отдел продаж, и отдел закупок. В будущем я планирую продать эти места брокерам, и будет брокерская группа, которая будет сидеть на базе группы компаний «Прометей». На такой площадке все имеют право работать. Фактически, биржа на базе нашей компании уже и так работает. Это в нашем киевском офисе тихо. А вот в николаевском офисе у нас шумно. Там постоянно идут эмоциональные переговоры между нашими трейдерами и продавцами зерна.
Почему я не хочу сотрудничать с существующими государственными биржами? К ним нет доверия. Для бирж надо государственное регулирование, законодательная база. Мне кажется, что государство может принимать участие в работе бирж, но не может быть собственником. Например, владельцу Чикагской бирже прямо запрещено участвовать в торгах учреждения. Государство себя и так негативно показала как хозяйственная структура. Она не должна заниматься торговлей, она лишь «снимать сливки» и понимать, откуда они.
О закупках зерна

2015/16 МГ мы вышли на результат в один миллион тонн закупленного зерна. В этом маркетинговом году планируем выйти на два миллиона тонн закупленного зерна.

Мы очень долгое время не торговали зерном при базисе FOB, поэтому вынуждены сейчас «нарабатывать» авторитет в транснациональный трейдеров. Речь идет о Bunge, Cofco, другие известные вам компании. Жизнь показала, что миллион тонн зерна невозможно продать только на внутреннем рынке. Сейчас мы имеем штат в 50 трейдеров, которые знают внешней и внутренней торговли зерном. Есть сейчас свои представительства в Черкасской, Кировоградской, Николаевской областях. Набираем сейчас штат для киевского представительства, которое открыли полгода назад. Хотим в несколько раз расширить штат трейдеров. В наших планах довести перевалку зерна на экспорт в двух судов «панамакс» в месяц, по 50 000 тонн зерна каждый.
Конечно, «пробки» из зерновозов на железной дороге - это проблема. Но хороший зернотрейдер найдет, как обойти такую проблему, и все-таки продать зерно на экспорт. Лично меня подобные ситуации вдохновляют.
О чиновниках
Мы только недавно смогли решить свои проблемы с ДФС и с возвращением экспортного НДС. В мае была задержка с возвращением больше 20000000 гривен, которые были вымыты из оборота компании. Хотя проблема предлагали «решить» за взятку в два миллиона гривен. Но мы завоевали авторитет в местных управлениях ДФС, как и через медийный шум, так и благодаря нашим юристам. Поэтому задержек с возвратом экспортного НДС у нас больше нет, нам его компенсируют буквально в течение месяца. Таким результатом не могут похвастаться даже транснациональные зернотрейдеры, за которыми стоят послы их государств.

Не надо себя вести так, как чиновники - вечны. Надо понимать, что чиновники - это люди, которые получают зарплату из наших с вами налогов. Поэтому они должны работать на нас, а не на свой карман

Читайте также

Поздравления с Днем работника сельского хозяйства

Дорогие аграрии – властители полей и хранители земель! Группа компани...

15.11.2015
«У людей, которые поливают свою историю грязью, нет будущего»: Интервью с владельцем ГК «Прометей» Рафаэлем Горояном

В августе текущего года журнал «Фокус» представил рейтинг Топ-100 самы...

07.10.2020
Уникальная торговая система «Прометея» позволяет ежегодно увеличивать объемы продаж

Сегодня компания «Прометей» владеет мощной торговой группой, с которой...

08.09.2017